15

slide1

16

Управленческий учет – для чего он нужен?

Как правило, бизнес создается для приумножения состояния его собственников, и именно это  мы и будем рассматривать ниже как основную финансовую цель деятельности компании. Если  работа директора, менеджера и других управленцев не дает ожидаемого собственниками обогащения,  у них (собственников)  наверняка появится желание сменить менеджмент или как радикальное решение – вложить средства в другой проект или  закрыть компанию вообще. При этом, для менеджера есть и другой существенный фактор его работы, а именно, оглашенный еще в 1967 году Питером Ф. Друкером (Peter F. Drucker), принцип работы «клиент – это наш Бог»  так и остается главным двигателем работы предприятия и никуда от этого не деться. Без клиента нет бизнеса.

Поэтому, основную задачу менеджера можно сформулировать следующим вопросом  «как удовлетворить покупателя так, чтоб удовлетворенным  стал ещё и  собственник?». Ведь, когда счастливый клиент получил  от вас  товар или услугу, а вы получили деньги в обмен на товар,  даже при хорошей марже – это не означает что собственник получит что-либо,  деньги могли быть потрачены на маркетинг, административные нужды, перекрывать результат от продаж других товаров или других направлений деятельности и т.д. .  И,  хорошо, если затраты были экономически оправданы и это совпадает с ожиданиями собственника в средне- или долгосрочной перспективе, иначе ждите радикальных мер.

Итак, от управленцев ожидают принятия правильных решений, которые максимально удовлетворят всех. Выше мы вспомнили только о клиентах и собственниках (акционерах), но для предприятия важными также являются ожидания коллектива, поставщиков, кредиторов, государства в виде налоговой и социальной политики. Напрашивается вопрос «кто же из них важнее». Ответ достаточно прост – все зависит от того о какой временной перспективе мы говорим.  Все мы знаем, что  цели развития бизнеса есть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочная стратегия основана на желании собственника получить Nный результат. Поэтому в долгосрочной перспективе мы говорим о желаниях собственника как цели  и клиента как фактора, который наиболее влияет на достижение вами цели. В средне – и краткосрочной перспективе важны все факторы,  различия степени влияния факторов зависят от самой стратегии, сферы деятельности бизнеса, его территориальности и структуры.

И вот, долгосрочные цели жизнедеятельности компании установлены (оглашены собственником). Собственниками могут быть оглашены и цели в средне и краткосрочной перспективе, а могут  быть оставлены на вольное усмотрение менеджмента компании. В любом случае, от долгосрочной цели мы двигаемся к установлению средне- и краткосрочных целей. Стратегия деятельности предприятия – это инструмент достижения цели,  а именно, как из состояния в котором ваше предприятие находится сегодня (отправная точка) по прошествии заданного времени достичь желаемого результата.

Теперь мы подошли к вопросу, что для принятия решений нужна информация:  что нужно оценить состояние дел компании в отправной точке; нужна информация по финансовому потенциалу компании в долгосрочной, средне- и краткосрочной перспективе; аналогичная информация нужна будет и в дальнейшем; также нужен будет анализ достигли ли вы промежуточных целей, если не достигли, то почему; стоит ли менять  существующую стратегию, если да, то в какой момент; и т.д. и т.п..

Основной функцией управленческого учета и есть  предоставление менеджеру  необходимой ему информации о деятельности предприятия для того что бы менеджер смог:

  • установить направление и стратегию бизнеса (что далее выражается в планировании и бюджетировании);
  • мониторить деятельность и контролировать достижение промежуточных и основных целей, оптимизации использования ресурсов (что выражается в составлении текущих отчетов о результатах деятельности по направлениям и анализе отклонений от планов, как в целом по предприятию, так и по отдельным направлениям);
  • принимать решения.

Управленческий учет – это система не только финансовых, но и количественных и качественных показателей. Он сосредоточен на ключевых процессах деятельности и рассматривает взаимосвязь  хозяйственных процессов стоимостной цепочки предприятия, связь хозяйственных процессов с технологиями и культурой, путь по которому ресурсы используются и потребляются. Чем точнее и релевантнее данные управленческого учета, там большая вероятность принятия верного решения. Ведь невозможно провести качественный анализ деятельности по направлениям или по группам товаров, опираясь только на данные стандартных финансовых отчетов. Как пример, если вы решили выходить на другие рынки, вам нужна информация достаточно ли у вас собственных средств или нужны будут заемные, если нужно привлекать заемный капитал, то сможет ли предприятие его обслуживать и вовремя вернуть, не повлияет ли развитие нового направления на уже существующее и много подобных вопросов.

Управленческий учет является основой для грамотного финансового планирования деятельности, структурирования средств финансирования компании (заемные средства или собственный капитал), поиска «узких мест» деятельности, поиска оптимального уровня активов и их оборачиваемости.

Как правило, управленческий учет в том или ином виде существует на каждом предприятии: где-то это целая система показателей, отчетов, на программном уровне; где-то комбинирование учетных/торговых  программ и таблиц экселя;  где-то это только таблицы экселя. Главное что бы данная система могла своевременно выдать точную, неискаженную и целостную информацию, достаточную для принятия решений, будь то решение на перспективу или решение внезапно появившейся проблемы. Структура управленческих отчетов зависит прежде всего от самого предприятия, сферы деятельности  и менеджмента. В больших организациях существует правило - чем выше уровень менеджмента, тем реже представление отчетности и меньше детализация, и наоборот.

Не зависимо от отличий в потребностях управленческой информации  разных компаний проблемы управленческого учета  можно обобщить. Возможные проблемы в управленческой информации:

- некачественное представление отчета - отчет составлен таким образом, что данные трудно воспринимаются (в т.ч. нужные для руководителя показатели находятся далеко друг от друга, что делает неудобным сравнение), также отчет для высшего менеджера может быть слишком объемным и сверх детализированным, что мешает быстро находить нужные для управленца данные;

- неполнота отчетов – отчеты не содержат всю необходимую информацию;

- несвоевременность предоставления данных – слишком долгое время готовится отчет (причины этого могут быть весьма разнообразны: от отсутствия квалифицированных сотрудников или перегруженности сотрудников до  ненадлежащей работы программ), как следствие  отчет доставляется менеджеру поздно, теряется время на решения;

- необъективность данных отчета – заинтересованность в неправдивых данных персонала, который готовит отчет или отдельные показатели к нему;

- методологические искривления – данные в управленческом отчете неверно отображают действительное состояние дел компании, поскольку сама система учета базируется на ошибочных утверждениях (примеры: не учтены особенности структуры компании, отображение в остатках на складах просроченной продукции по себестоимости, отображение в составе дебиторской задолженности безнадежной задолженности и т.д.);

-  неэкономичность — затраты на составление отчетности не должны превышать эффекта от ее использования.

Настройка и коррекция управленческого учета и отчетности – это непрерывный процесс работы над собой, поскольку меняется бизнес среда в которой Вы работаете, меняются информационные технологии, меняются люди и их мышление, время от времени меняется Ваша стратегия и Вам могут быть нужны новые данные.

Настраивайте и улучшайте Ваш управленческий учет, ведь  он помогает Вам принимать верные решения.