15

slide1

16

There are no translations available.

Бюджетирование – основные ошибки процесса.

Согласно определению американского Института  дипломированных бухгалтеров  по управленческому  учету:

Бюджет – это количественный план  в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного  периода, обычно показывающий:

  • Планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута;
  • Расходы, которые должны быть понесены , а также расходы, которые должны быть уменьшены в течении периода;
  • Капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Схематично процесс планирования выглядит так:

9

Отправной точкой для бюджетирования является миссия компании, выраженная в стратегии с учетом бизнес – планов инвестиционных проектов.  Именно такая основа бюджета позволяет рассмотреть  можно ли улучшить полученные показатели рентабельности, ликвидности, и не приведет ли стремление увеличить  прибыль и свободный денежный поток в планируемом году к снижению конкурентоспособности компании через два-три года.

Определенные на основе стратегического плана значения ключевых показателей деятельности должны быть соотнесены с разнообразными операционными, инвестиционными и финансовыми бюджетами, разрабатываемыми на год.

Поскольку процесс бюджетирования довольно сложный, в нем встречаются ошибки, которые можно сгруппировать следующим образом:

  1. концептуальные;

  2. эмоционально – образовательные;

  3. методологические.

Концептуальные ошибки заключаются в том что:

  • бюджет создается в отрыве от стратегии компании. При этом не важно, по какой причине это происходит: будь то бонусная заинтересованность топ - менеджеров в результатах компании на ближайший год, будь то недоведенные до разработчиков бюджета основные цели компании;
  • бюджетирование произведено без тщательного  анализа существующих показателей или анализ а бюджета  всего лишь  последнего  месяца для выводов на будущее;
  • Бюджетирование без дальнейшего контроллинга, сопоставления «план – факт».

Эмоционально – образовательные ошибки:

  • Не проведена достаточная методическая и психологическая подготовка топ-менеджмента компании: отсутствует ясное видение предназначения системы
  • Потенциальные пользователи системы не вовлечены в процесс ее создания
  • Не уделяется должное внимание обучению пользователей работе в системе
  • Принижается риск отторжения системы со стороны персонала компании
  • Не оказывается достаточного давления на менеджеров, саботирующих создание системы
  • Бюджетирование осуществляется скорее для анализа существующего, а не на стратегию
  • Бюджетирование должно носить согласованный характер (бюджеты разных подразделений), должен быть достигнут компромисс между отделами  таким образом чтоб наиболее эффективно достигалась цель

Методологические ошибки:

  • Разработке системы бюджетирования не предшествует необходимый  реинжениринг бизнес-процессов. Не правильно выбираются объекты бюджетирования;
  • Система бюджетирования проектируется в отрыве от системы учета, неправильная автоматизация процесса;
  • Бюджетирование носит  интуитивный характер, то есть ,  нет стандартного шаблона , не произведен анализ  деятельности прошлых периодов , не учтены как ошибки прошлого процесса бюджетирования так и ошибки  выполнения бюджетов;
  • Игнорируется необходимость разработки регламентирующих и нормативно-справочных документов;
  • Пакет бюджетной отчетности не адекватен потребностям и подготовленности пользователей
  • Затягивание момента утверждения бюджета

Сложности которые иногда  встечаются в процессе бюджетирования, но которые не всегда носят в себе ошибки:

  • Бюджетирование и учет реализуются в различных информационных системах;
  • Включение  в   бюджеты разных направлений    одних и тех же эксплуатируемых необоротных активов  должно основываться на  правильном распределении мощностей;
  • Внедряя бюджетирование не следует забывать о контроле за персоналом, который ответственен за его составление и анализ (для избегания ситуации когда отчет «план- факт» содержит заведомо искривленные данные, о возможных причинах см.сюда).